Заказать обратный звонок
 X


Строительство объектов промышленного
и сельскохозяйственного назначения


(044) 592-02-74
(097) 137-53-03
(097) 016-15-10

03148, Украина, г. Киев, ул. Вильямса Академика 6Д
Обратный звонок





Норийная башня.Что это за сооружение, для чего оно предназначено, насколько оправданы инвестиции?


Норийная башня.Что это за сооружение, для чего оно предназначено, насколько оправданы инвестиции?

За последние 5 лет на территории Украины произошел всплеск активности рынка по сооружению комплексов для хранения и переработки зерна. Именно за счет данного сектора строительного рынка смогли пережить экономический кризис 2008 года многие строительные компании. Организации, занимающиеся выращиванием, реализацией и экспортом зерновых, вносят огромный вклад в экономику страны. На данный момент потребность государства в современных комплексах по хранению зерна не удовлетворена полностью, а это значит, что элеваторные комплексы по-прежнему будут строиться и расширяться, будут создаваться рабочие места, пополняться государственный бюджет. Роль же государства в этом процессе – создать все условия для роста и развития отрасли, сформировать прозрачную и понятную каждому нормативную базу. Что же может сдержать потенциальных инвесторов от начала сооружения нового элеваторного комплекса? Чем государство может помочь развитию наиболее перспективной отрасли экономики страны? Частично на эти вопросы мы постараемся дать свой ответ в данной статье.


Работая в сфере инжиниринга комплексов зернохранения на протяжении 5 лет, мы можем сказать, что один из самых главных вопросов, волнующих потенциального инвестора до начала реализации проекта, наряду с функциональными характеристиками элеватора является бюджет проекта. Только после того как инвестор убедится, что бюджет проекта соответствует возможностям компании, а затраты на сооружение комплекса могут окупиться в приемлемые сроки, принимается окончательное решение о начале реализации проекта. Основная работа всей команды, принимающей участие в сооружении комплекса, от финансистов до инженеров-проектировщиков и строителей, – это уменьшение бюджета проекта не в ущерб функциональности и безопасности будущего комплекса. Но есть пункт в бюджете практически любого элеватора, на который не может повлиять ни один участник проекта, кроме государства. Причем его не встретишь в бюджете большинства зарубежных комплексов. Речь идет о норийной башне, затраты на сооружение которой могут достигать 2,5 млн. грн.

 

Часто мы совместно с клиентами посещаем заводы по производству элеваторного оборудования в Западной Европе, Северной и Южной Америке, параллельно посещая элеваторы, построенные в этих странах, делимся опытом. И что же бросается в глаза в первую очередь? В большинстве зарубежных стран нет норийных башен.


Что же это за сооружение, для чего оно предназначено, насколько оправданы инвестиции в норийную башню и почему чаще всего они сооружаются именно в Украине?


Норийная башня – это сооружение, в котором размещаются нории, а также отделение очистки, то есть это опорная конструкция для поддержания норий и очистных машин. Большинство конструкторов в связи со значительным весом и вибрацией от очистных машин размещают их на высоте не более 10-15 м над отметкой проездов, чтоб уменьшить металлоемкость башни. Вся остальная часть норийной башни (а это 25-30 м) предназначена для поддержки норий, загружающих надсилосные транспортеры. Нориям, которые производились в Советском Союзе, была необходима вертикальная поддержка, поскольку они могли повредиться под нагрузкой от собственного веса и от веса транспортируемого зерна. Большинство производимых на данный момент норий самонесущие, то есть им не нужна дополнительная вертикальная поддержка, чтоб нести собственный вес и вес зерна.


 

Почему же тогда в Украине продолжают строить норийные башни? Есть еще один разумный аргумент. Нория может быть разрушена или повреждена от потери устойчивости и от ветровой нагрузки. Во избежание повреждения норий от этих факторов им нужна горизонтальная поддержка. Именно горизонтальную поддержку обеспечивает норийная башня. Но как решают данную проблему за рубежом? Очень просто: поддержка норий осуществляется с помощью ветровых кабелей, установленных с шагом около 3 м по высоте нории и закрепленных на поверхности к специальным конструкциям.


 

Ветровые кабели поддерживают норию в горизонтальном положении и не дают возможности потерять устойчивость. Каждый кабель укомплектован талрепом для контроля натяжения. Большинство производителей включают ветровые кабели в комплект стандартной поставки оборудования, поскольку их стоимость незначительна на фоне стоимости самого оборудования. А, к примеру, стоимость сооружения норийной башни высотой 40 м, опираясь на наш опыт, может составлять от 1,5 грн. до 2,5 млн. грн.


 

Почему же именно в нашей стране сооружаются дорогостоящие норийные башни, а весь остальной мир обходится без них? Разве в Украине действуют другие законы физики? Нет, в Украине действуют другие нормативные документы, не позволяющие инженеру-проектировщику «уйти» от норийной башни. Документ, вынуждающий инвесторов тратить миллионы гривен, называется «Правила техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях по хранению и переработке зерна Министерства хлебопродуктов СССР», содержащий п. 5.2.25, который гласит: «При установке норий снаружи зданий они должны быть оборудованы (у головок) площадками с перилами высотой не менее 1 м и специальными лестницами с поручнями высотой подъема не более 6 м и уклоном маршей 60°». К сожалению, данный документ по-прежнему не отменен и не пересмотрен, несмотря на его моральную устарелость (норматив издан в 1988 году). Цель пункта 5.2.25 – обеспечить безопасный подъем к оголовку нории человека для обслуживания привода и редуктора. Давайте снова обратимся к зарубежному опыту. Действительно, персонал элеватора должен минимум раз в полгода подниматься к оголовку нории для сервисного обслуживания, однако за рубежом подъем осуществляется по вертикальной лестнице с клет ью безопасности и площадками отдыха, которые крепятся непосредственно к норийным трубам. Стоимость такой лестницы с клетью безопасности, площадками для отдыха и огражденной площадкой для обслуживания оголовка составляет около 1500 долл. США для нории высотой 35 м.


Отечественные же нормы требуют от конструктора применить именно маршевую лестницу с уклоном маршей 60°, для сооружения которой в любом случае нужна металлоконструкция значительных размеров, которая также выполняет и поддержку норий. То есть первопричиной для сооружения норийной башни, как ни странно это звучит, зачастую является необходимость маршевой лестницы. Следует отметить, что подъем к надсилосным галереям возможно осуществлять не только по маршевым лестницам норийной башни, но и по маршевым спиралевидным лестницам, которые крепятся к силосу и при этом не менее безопасны и более экономически оправданны.


Современное элеваторное оборудование обслуживается 2 раза в год: перед началом уборочных. Подъем по вертикальной лестнице с клетью безопасности и площадками для отдыха, расположенным каждые 6 м подъема – не менее безопасное решение, чем маршевая лестница в норийной башне. Соответственно, для подъема обслуживающего персонала по маршевой лестнице к нории 2 раза в год инвестор затрачивает около 2,5 млн. грн. Даже при сроке эксплуатации оборудования 50 лет это равносильно 25 тыс. грн. за один подъем.


В Украине есть ряд элеваторов, где уже установлены нории на растяжках без применения норийных башен, применение такого решения на данный момент – риск заказчика и проектировщика, которые идут на нарушение требований нормативной документации. Однако сооружение норийной башни на линейных элеваторах, которые делают 2-3 оборота в год, на наш взгляд, противоречит здравому смыслу. Следует также отметить, что в отдельных случаях, если размеры площадки не позволяют конструктору применить ветровые кабели, сооружение норийной башни также может быть оправдано, однако без применения маршевых лестниц. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению.

 

Ниже приведены отзывы по данному вопросу ведущих специалистов в области проектирования элеваторов в Украине.


Директор предприятия

«АктивПроект»

В.Поперечный

 

___________________________________________________________________________________

Такое явление, как норийная вышка, обусловлено не только необходимостью обеспечить доступ для обслуживания головок норий с помощью маршевых лестниц. Объединение норий в вышки и заглубление в норийных приямках имеет четкое технико-экономическое обоснование.


Что же касается металлоконструкций вышки, как правило, современный элеватор имеет несколько линий силосов, группу хопперов, несколько сушилок, узел отгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Транспортеры загрузки этих сооружений размещаются на эстакадах. Эстакады для силосов и хопперов (если они расположены у норийной вышки), как правило, поставляются в комплекте с оборудование и опираются на него. Но для галерей группы сушилок, отгрузки и удаленных силосов и хопперов опора эстакады загрузочного конвейера происходит на мачтовую опору, как правило, у норийного приямка (к слову сказать, некоторые зерновые корпорации в задании на проектирование указывают пункт, запрещающий опору эстакад транспортного оборудования на силосы и хопперы).


Для определенных случаев хорошо сконструированная металлоконструкция норийной вышки, на которую опираются эстакады сушилки, силосов, хопперов, бункеров отгрузки, может быть, не намного дороже мачтовых опор этих эстакад. А единая маршевая лестница дешевле всех вертикальных лестниц с клетью безопасности и площадками отдыха, которые крепятся непосредственно к норийным трубам и мачтовым опорам.


Можно сделать вывод, что даже при наличии норматива, предписывающего оборудовать площадки обслуживания головки норий маршевыми лестницами, размещение их в норийной вышке может выглядеть вполне естественно в случае использования рабочей башни в качестве опорной конструкции для надсилосных галерей и сепараторов. Однако если есть возможность опереть галереи на консольные опоры силосов или на более легкие мачтовые опоры и перенести сепараторы на высоту 15-20 м, было бы неплохо применить решение по установке норий с ветровыми кабелями вместо норийной башни. Каждый элеваторный комплекс индивидуален, и для каждого комплекса есть свои оптимальные решения. Задача инженера – найти оптимальное решение для каждого конкретного случая.


Директор предприятия

«ПроектКонтактСервис»

А.Куприевич

___________________________________________________________________________________

Состояние отрасли по переработке и хранению зерна в Украине характеризуется достаточно интенсивным строительством зернохранилищ на основе металлических силосов. Применение металлических силосов, как отечественного изготовления, так и импортных производителей, вызвано их преимуществами перед бетонными силосами. В Украине строительство хранилищ с применением инновационных технологий (силоса с гофрированными стенками) освоено сравнительно недавно, и в этом направлении явно ощущается отставание существующей нормативной базы от современных потребностей. Пример, приведенный в данной статье, лишь подтверждает необходимость пересмотра действующих СНиП и ДБН с учетом применения новых технологий.


Так, в действующих в Украине СНиП и ДБН рассматриваются металлические силоса только с гладкими стенками.


В п. 10.1 СНиП 2.09.03-85 говорится: «Нормы настоящего раздела должны соблюдаться при проектировании силосов и силосных корпусов, выполненных из железобетона или стали и предназначающихся для хранения промышленных сыпучих материалов».


Силосы для хранения зерна и продуктов его переработки следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.10.05-85 и ДБН В.2.2-8-98.


Однако силосы с гофрированной стенкой в указанных нормативных документах даже не упоминаются, и, соответственно, отсутствует методика их расчёта.


В то же время, за рубежом разработаны стандарты на силосы для хранения сыпучих материалов, в которых рассмотрены различные виды стенок силосов: полированные, гладкие, шероховатые и гофрированные.


Например, имеется Германский промышленный стандарт 1055 6:2005 03 (D) «Воздействия на несущие конструкции. Часть 6: воздействия на силосы и гидробаки».


Этот стандарт разработан в соответствии с Евростандартом EN 1991-4.


Методика расчета тонкостенных оболочек из гофрированных панелей в Украине уже разработана и успешно применяется предприятием «ПроектКонтактСервис», однако необходимо согласование ее на государственном уровне в виде нормативного документа.


У нас есть только один путь: внедрение инноваций с целью быть конкурентоспособными на зерновых рынках, в том числе и в элеваторном машиностроении.


Директор предприятия

«Интерпроект GmbH»

И.Кунь

___________________________________________________________________________________

За многолетний опыт работы моей компанией было спроектировано и введено в эксплуатацию более 30 сельскохозяйственных объектов, большинство из которых были элеваторы, комбикормовые и семенные заводы. При проектировании каждого из этих объектов мы сталкивались с просьбой заказчика уменьшить объемы строительно-монтажных работ. Наибольшее возмущение заказчика зачастую вызывали работы по устройству рабочей башни, поскольку заказчик неоднократно видел решения без применения норийной башни за рубежом, которые мы не можем использовать в связи с отличиями в нормативной документации. К сожалению, поднятая проблема – лишь одна из многочисленных, которые возникают при проектировании, и их перечислению можно посвятить не одну статью. Коллектив компании «Интерпроект» поддерживает инициативу и готов принимать активное участие в обсуждении спорных пунктов действующей нормативной документации.


 

Помимо указанного выше п. 5.2.25, в оговоренном документе есть еще целый ряд устаревших, на наш взгляд, требований, которые не оправданы ни технически, ни экономически. Компания Maxsafe с целью усовершенствования существующей нормативной базы инициирует обсуждение данного вопроса и сбор подписей в пользу внесения изменений в существующую нормативную документацию. Цель акции – дать возможность инвесторам и проектировщикам применять экономически и технически оправданные решения, проверенные международным опытом, не опасаясь ответственности за нарушение устаревшей нормативной документации.